РМО 30.10.2018_Насковец И.В.

Презентация к выступлению



          Тема моего выступления «Воспитание нравственных качеств личности, приобщение учащихся к культурным ценностям на уроках русского языка в процессе реализации культурологического подхода »

           В качестве эпиграфа к теме моего выступления можно привести слова
Януша Корчака:
«Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш. В
каждом есть своя искра, способная зажигать костры счастья и истины». А
зажигать такие костры, на мой взгляд, возможно, если формировать
всесторонне развитую, компетентную личность и в своей деятельности
следовать девизу: «Учение с увлечением!»
(слайд 2)
         Считаю, что культурологический подход в преподавании русского
языка способствует становлению духовно-нравственной личности, а для
этого ребенку необходимо:
1) оценить богатство культурного наследия русского народа;
2) осознать свою причастность к культурным ценностям
соотечественников;
3) сформировать убежденность в том, что русский «язык есть самая
живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие,
живущие и будущие поколения в одно великое историческое, живое целое»
(К.Д.Ушинский);
4) приобрести опыт духовно-творческой личности, способной
научиться ориентироваться в современном культурном пространстве.
(слайд 3)

       В Концепции учебного предмета «Русский язык» раскрывается понятие культурологический подход к обучению русскому языку.

         Культурологический подход означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения; направленность содержания обучения на комплексное формирование у учащихся средствами русского языка познавательных способностей, воспитание духовных, нравственных качеств личности; приобщение учащихся к культурным ценностям, выработанным народом; осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу.
(слайд 4)
Задача обучения в рамках лингвокультурологической компетенции:
      знакомство с элементами культуры и быта русского народа;
      обогащение речи учащихся лексикой, пословицами, поговорками, отражающими национальный колорит и мудрость народа;
      формирование ценностного  отношения к русскому языку как хранителю культуры народа и духовного наследия всего человечества и одновременно воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей;
      развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка;
      развитие устойчивого интереса к изучению русского языка.
(слайд 5)
       Лингвокультурологическая компетенция формируется через дидактический материал, в процессе работы с текстами различных жанров, в которых закреплены основные нравственные ценности народа и которые отражают историю и культуру русского и белорусского народов. Учащиеся осознают себя носителем языка, личностью, которая через язык усваивает систему общечеловеческих и национальных ценностей, культуру речевого общения и поведения.
(слайд 6)
      В нашей школе создан ресурсный центр “Чистые истоки” по духовно-нравственному воспитанию. В этом направлении работают все педагоги школы, каждый средствами своего предмета. Учителя начальных классов имеют эту возможность на каждом уроке.

      Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:
 • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
 • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
 • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
 • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
(слайд 7)
       Считается, что из двух функций школы - обучающей и воспитывающей – приоритетной должна быть воспитывающая функция. Потому что воспитание в школе переживает особенно тяжкие дни. И в школе должна быть создана такая воспитательная система, которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя. Тогда урок становится средством развития  личности, средством воспитания, а не средством передачи знаний.
         В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
        Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте,  милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, сопричастности к героической истории государства, верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее;
           Как важно для меня передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.  
          На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать
культуру русского народа
       Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания
        Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
       Опыт эмоционально-ценностных отношений приобретается учащимися в процессе анализа художественного произведения, в ходе которого выявляется авторское отношение к героям, авторская оценка событий, персонажей и сопоставляется с личностным восприятием; аргументируется своя оценка героев и событий.
        Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь,
       На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.   
(слайд 8)
       К числу доступных и оказывающих сильное влияние на становление личности учащихся относятся рассказы Носова о детях, о их взаимоотношениях с миром. С большим интересом учащиеся читали и анализировали события и поступки героев рассказа “Огурцы”. Этот рассказ мы выбрали для чтения и работы над текстом, когда проходила педагогическая мастерская в рамках недели начальных классов. Учителя начальных классов показывали поэтапно фрагмент урока с использованием различных форм работы с текстом с учащимися своего класса.

         В методических работах все чаще звучит мысль о взаимодействии на уроках литературы смежных искусств, ибо литература в союзе с другими искусствами сильнее воздействует на мысли и чувства учеников, способствует возникновению в их воображении более ярких образов, повышает в целом эмоциональный настрой уроков. Поэтому, создавая презентации, я включаю в них фрагменты из музыки, звуки природы.
        Например, в презентацию по сказке Х.К.Андерсена  «Ромашка» я включила фрагмент  пения жаворонка, чтобы ребята услышали его пение и пришли к выводу, птица может петь только на воле, а не в клетке.
      Привлечение музыки сильно воздействует на сердца людей, вызывает эмоциональные мысли и чувства, под её влиянием обогащается духовный мир человека. Музыка раскрывает красоту родной природы: мы увидели свой лес, свою родину, свои горы, услышала песню птиц, шум  деревьев.
     Одним из эффективных технологий  обучения русскому языку и литературе в моей работе является использование  игровых методов. Игра мой главный помощник на уроке на любом этапе обучения (как с начинающими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) учащимися.  Ребята очень любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создаёт возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению. В начале игры ученикам-лидерам я даю роли инициативных и активных персонажей,  а застенчивые дети  получают роли ведомых. Постепенно подбираю роли, противоположные индивидуальным особенностям ребенка, т.е. занимаюсь психокоррекцией их поведения.
 Использую следующие формы игр.  
(слайд 9)
Первое - это  лингвистические. Сюда относятся грамматические, лексические, фонетические игры.
(слайд 10, 11)
Вторая  форма игр -  это сюжетно- ролевые, ситуативные игры.
(слайд 12)
Причем, иногда достаточно одного игрового момента , чтобы сделать более привлекательным обычное задание, такое например, как чтение диалога Стоит, например, поставить перед учащимися задачу представить себя в какой- то определенной роли, например, роли экскурсовода. репортера или какого-то сказочного персонажа, то  в результате закрепляются в памяти учащихся  не только необходимые лексико-грамматические образцы, но ребята получают удовольствие от процесса работы.
 Итак, ролевая игра позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения на основе  специально отобранных «жизненных» ситуаций. На мой взгляд, использование ролевых игр на уроке развивает чувство языка у детей, дают возможность проявить свои творческие способности.
(слайд 13)
    На уроках русского языка, изучая словарные слова важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.     
Так при знакомстве со словом «памятник» учащиеся читают текст «Памятники в Минске», узнают, какие есть памятники и кому: Франциску Скорине, Якубу Коласу, Максиму Богдановичу, Александру Сергеевичу Пушкину. На материале одного упражнения можно провести исторические и культурные параллели.
(слайд 14)
Также в условиях двуязычия я стараюсь использовать игру «Переводчики», составлять ассоциативные цепочки слов. Для усвоения понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна» ребята подбирали соответствующие им белорусские слова «Радзіма”, “Айчына”, “Бацькаўшчына”
(слайд 15)
     После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «О милосердии», “Моя мама”, “Золотая осень”.
(слайд 16)
      Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
       Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственные проблемы. При подготовке к сочинению или  изложению проводится большая работа по тексту, в процессе которой дается возможность обсудить содержание текста. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Участие в выставке совместного творчества детей и родителей из природного материала «Золотая осень» для учащихся 4 – ых классов явилось своеобразной подготовкой к написанию сочинения по серии картинок и опорным словам «Золотая осень».
(слайд 16)
         Тема природы продолжается в проектах о зиме, весне. Ребята подбирают загадки, пословицы,  поговорки. Сочиняют рассказы, составляют кроссворды. (слайд 17)

        Все дети по своей природе фантазеры и творцы. Поэтому каждому ребенку я даю возможность в рамках организации самостоятельной работы    созидать, используя для этого проектные технологии.
       Форма представления проектов может быть разной. Это могут быть рисунки, плакаты и чертежи, поделки и различные макеты.
Учащиеся 2 класса с интересом и увлечением готовили проекты о маме. (слайд 18)
Учащиеся 3 класса участвовали в исследовании по теме «Хлеб»
(слайд 19)
Учащиеся 4 класса работали над проектом «Откуда твой род»
(слайд 20)

       Известно, что осознание успеха неразрывно связано с признанием достижений личности окружающими. При этом ученикам важно увидеть, что результат их деятельности реально востребован на практике. Конечный результат может быть в различной форме: раздаточный материал, презентации «Power Point», рисунки, сочинения, проекты, схемы и т.д. Общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся.      
        Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
         Исследовательская работа учащихся 4 –го и 2 –го класса  «История войны в истории семьи» дала возможность ребятам изучить фотодокументы из архива о жизни и боевом пути своего прадедушки.
(слайд 21)

     Коллективное сотворчество, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.
  В зависимости от вида проекта, работа над ним может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.  Работа над проектами может выполняться на уроке, а может  выходить за пределы урока как внеурочная деятельность. 

      На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, приобщиться к культуре русского народа и в тоже время осознавать себя   представителем белорусского народа 
     
      Изучая художественные произведения, ребенок не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить детей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает.
                
      Большую практическую направленность, вносящую познавательный характер, имеют внеклассные мероприятия.
Встреча с писательницей Ириной Токаревой, знакомство с ее новой книгой доставила радость учащимся 2 класса.
(слайд 22)
Ребята посетили выставку «Беларусь и библия», которая проходила в Национальной библиотеке РБ.
(слайд 23 )
              Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
        Учащиеся 4 класса посетили экспозиции этнографического музея в городе Заславле, где своими глазами увидели множество старинных предметов быта белорусов, познакомились и их назначением, узнали их русские и белорусские названия.
(слайд 24)
      Умение педагогом создать такую  воспитательную систему,  которая учебную деятельность за скобки не выносит, а включает в себя,  позволяет не просто вложить в каждого обучаемого некий запас знаний, но и  создать личность.  Ученики учатся излагать свои мысли, выступать публично, приобщаться к национальной культуре русского и белорусского народа, т.е. жить в обществе.

     Я пришла к выводу, что воспитание нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы является важным средством приобщения учащихся к культурным ценностям, формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.


Литература
1. Концепция учебного предмета «Русский язык» 1 ступень общего среднего образования (для общеобразовательных учреждений с русским  и белорусским языком обучения)
2. Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. 4 класс / Минск  / НИО / 2018
3. Глинский, А.А. Реализация культурологического подхода в образовательном процессе / А.А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. - № 6. – с.3-7.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.