Родителям



Памятки
Памятка родителям будущих первоклассников

*      Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
*      Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
*      Ваш ребёнок идёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
*      Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
*      Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
*      Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
*      Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
*      С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

*      Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнку, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


Методический вестник для родителей учащихся первых классов 
«Особенности школьной адаптации»
Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и для нас. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависит от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем ваш малыш станет настоящим школьником. Первое время ребёнок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Вам необходимо помнить, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес  к  играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребёнка. Начало обучения в школе - один из наиболее значимых моментов в жизни человека.
Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация  ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный.
 Период адаптации к школе длится от 1 до 2 месяцев иногда и до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребёнка к школе. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудачи, замечании плачут. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается.
Адаптация- процесс активного приспособления к условиям среды социальной, а также результат этого процесса, это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознаёт по своему.

Основные признаки успешной адаптации
§  Удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
§  Формирование адекватного поведения;
§  Самостоятельность ребёнка при выполнении им учебных заданий.
§  Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
§  Овладение навыками учебной деятельности.
Основные признаки школьной  дезадаптации
§  Затруднения ребёнка в учебе;
§  Агрессивное поведение по отношению к педагогам, одноклассникам и родителям;
§  Чрезмерная активность и подвижность;
§  Повышенная возбудимость, тревожность;
§  Неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.
Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребёнка. Для того чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребёнку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему особенно важно поощрение.
Но хвалить первоклассника – это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.
Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребёнка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребёнку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!», или «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребёнок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает – для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребёнка хвалят, и ему трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.
В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребёнка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться прежде всего нам самим. Отношение ребёнка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребёнка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаём нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребёнку понять, что главное в школе – учение и общение.
Начало обучения в школе для ребёнка – это прежде всего большие нагрузки. Даже если ребёнок посещал детский сад, школьный режим для него внове. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания – всё это создаёт значительное напряжение для нервной системы ребёнка. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребёнка – скорее всего признак переутомления. Иногда ребёнок сам говорит, что он устал. Как избежать переутомления?
Прежде всего необходимо создать для ребёнка щадящий режим. Если он привык спать днём, лучше сохранить дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеденного отдыха. Лучше ограничить виды деятельности возбуждающе действующие на ребёнка: приглашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером.
Если ребёнок сильно устаёт, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребёнок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день.
В школе двигательная активность ребёнка ограничена. Поэтому очень важно дать ребёнку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.
И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведённое на приготовление уроков, не должно превышать одного часа. Лучше, если ребёнок занимается в течение получаса, после чего следует физкультминутка.                                                                                                                Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребёнком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность. Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, то вы остановитесь и подумайте, что вашему ребёнку тоже сейчас нелегко, а помочь и поддержать его можете только вы.
Таким образом, школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально- волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков. Незрелость какой- либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Рекомендации как помочь ребёнку легче адаптироваться к школе:
1. Будьте внимательными к адаптационному периоду в школе, поход в школу - это стресс для первоклассника (интересуйтесь его переживаниями, чувствами, только не делайте из этого допрос с пристрастием);
2. Рабочие место первоклашки (стол, настольная лампа, удобный стул для него, а не вас, полочки под книги и другие мелочи, место для портфеля, формы), это то место которое принадлежит ему и он отвечает за порядок на нём;
3. Соблюдайте режим дня (таблица), обсудите и скорректируйте с ребёнком его режим дня (это  способствует к развитию самостоятельности, умению брать на себя ответственность);
4. Будите ребёнка по утрам спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу,- ваша задача;
5. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: если на первых уроках ребёнок будет думать о булочке, то не сможет сосредоточиться на материале урока;
6. Прощаясь перед дверьми школы, подбодрите ребёнка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «Не балуйся»;
7. Не игнорируйте жалобы ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы;
8. Сравнивайте достижения ребёнка только с его собственными успехами, а не с результатами одноклассников и сверстников.
9. Давайте ребёнку правдивую информацию о школе. Не обещайте, что в школе всё будет прекрасно. Готовьте ребёнка к тому, что обучение – это труд, а не только праздник.
10. Попытайтесь не обсуждать при ребёнке школу, учителя, особенно личностные и профессиональные качества того или иного педагога;
11. Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребёнку, все свои разногласия и недовольства обговаривайте без ребёнка;
12. Приобщайте ребёнка к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него непосильную нагрузку;
13. Прежде всего оказывайте поддержку ребёнку в его делах, вселяйте в него уверенность, что вы верите в него, в его силы, а при необходимости всегда придете на помощь.
14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребёнка.
15.Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие проявления нежности. Всё это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
16. Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он смог рассказать вам о том, что произошло у него за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступить в том или ином случае, помогите понять поступки других людей.

Несколько коротких правил:
üПоказывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
üНельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
üСтарайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
üНе стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
üБудьте честны в оценках своих чувств к ребёнку.
üВсегда говорите ребёнку правду, даже когда вам невыгодно.
üНе добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создаёт атмосферу разрушения личности ребёнка.
üРебёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
üИ вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Вывод:
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимают, что с ним самим кто - то хочет дружить, а кто- то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его и поддерживайте в трудную минуту.  

Как делать  домашнее задание с ребёнком

Совет 1: Как делать домашнее задание с ребенком

Ваш ребенок пошел в школу. Это довольно трудный период в его жизни. Новые люди, новые обязанности, ежедневные уроки и выполнение домашнего задания. Конечно, ему необходима ваша помощь, ведь от того, как он научится распределять свое время и силы, зависит его учеба в будущем.
Инструкция
Не заставляйте ребенка приступать к выполнению домашнего задания сразу после возвращения из школы. Пусть пообедает, отдохнет часа два и после этого приступает к работе. Но откладывать учебу на вечер тоже не стоит - ребенок просто устанет.
Скажите школьнику, что домашнее задание он должен выполнять самостоятельно. Вы можете только помочь. В школе учитель уже объяснял ему материал и дома надо просто повторить пройденное. Но если вдруг возникнут затруднения и окажется, что на уроке было не все понятно, вы обязательно придете на помощь.
Не делайте уроки за детей! Если возникло затруднение при решении какого-то вида задач, разберите непонятый материал на примере подобных задач, но других. А то, что задано, ребенок должен решить сам. Иначе он очень быстро усвоит, что все непонятные задания решаете вы, и не будет стараться делать что-то самостоятельно.
Проследите за тем, чтобы ребенок не отвлекался при выполнении уроков. Занятия при включенном телевизоре или музыке большой пользы не принесут. Заранее договоритесь с малышом, что он не будет держать на столе посторонние игрушки, которые будут отвлекать его внимание. Объясните, что общение с друзьями по телефону стоит отложить на более позднее время.
Помогите малышу составить план выполнения уроков. Для этого определите, какие предметы даются ему легче, а на какие приходится тратить больше времени. Лучше выполнять задания от простого к сложному. Иначе, выполняя сложную для него задачу, ребенок может так устать, что будет не в состоянии выполнить остальные задания.
Не торопите школьника, не подгоняйте. Все люди разные; вполне возможно, что ему требуется больше времени, чтобы усвоить материал.
Проверьте качество выполненного задания. Если ребенок ошибся, скажите ему об этом, но не указывайте сразу на конкретные ошибки, а сначала попросите их найти.
8
Не забудьте похвалить вашего любимого школьника после выполнения домашней работы. Он ведь так старался.


Подробнее: 
http://www.kakprosto.ru/kak-248525-kak-pravilno-delat-domashnee-zadanie-vmeste-s-rebenkom#ixzz3c657z2P9




Самооценка ребёнка

Самооценка, т.е. то, как мы оцениваем свои возможности и своё место в обществе, начинает складываться ещё в раннем детстве.

Формирование самооценки у детей

Только в младшем школьном возрасте ребёнок начнёт самостоятельно сравнивать себя с другими. В раннем же детстве, для развития самооценки значение будет иметь в первую очередь отношение к малышу в семье. Именно то, в каких условиях малыш вырос, что было заложено в период дошкольного возраста, будет влиять на будущую самооценку человека, скорректировать которую в дальнейшем уже очень сложно.

Тест на самооценку у детей

Оценить самооценку ребёнка можно при помощи несложного теста «лестница», который подойдёт для детей от 3-х лет. Вырежьте из бумаги лестницу из 10-ти ступеней. Объясните ребёнку, что на первой (нижней ступени) стоят дети невоспитанные, грубые, плохие, капризные, неумехи, на второй – чуть лучше и т.д., а на 10-й - самые красивые, самые умные, самые лучшие. Попросите ребёнка показать, на какой ступени стоит он. Если 1-3 ступень, то самооценка занижена, 4 – 7 – адекватная, 8-10 – завышенная.

Не обязательно проводить тест, для того, чтобы определить уровень самооценки ребёнка. Достаточно внимательно проанализировать его поведение. Дети с адекватной самооценкой активны, подвижны, участвуют в играх, легко идут на контакт. Дети с заниженной самооценкой отказываются участвовать в играх из-за боязни оказаться хуже других, часто обижаются и плачут, очень ранимы. Ребёнок с завышенной самооценкой всегда и во всём хочет быть лучше других: сильнее, умнее, быстрее, красивее. Часто открыто заявляет: «Я – самый лучший (красивый, быстрый)». Если же появляется конкурент в лице сверстника, то он неминуемо вызывает агрессию.

Что же делать, чтобы повлиять на развитие самооценки детей?

Коррекция самооценки детей вполне под силу родителям, многое зависит от их отношения к ребёнку, участия в его жизни и собственного примера.

Ребёнок должен иметь свои права и обязанности. Не давайте послаблений, но и не перегружайте малыша. Задания должны быть регулярными, но выполнимыми (поливать цветочек, приносить маме пустышку для младшего братика и пр.).

Поощряйте, но не перехваливайте ребёнка. Не пропускайте достижений чада – хвалите за дело, а за капризы и непослушание ругайте в меру - будьте справедливы. Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка со сверстниками – отмечайте его собственные успехи и неудачи. Если ругаете – ругайте за дело, а не за характер. Не говорите: «Ты бестолковый и неуклюжий! Руки дырявые!». Скажите: «Ты разбил горшок от цветка, а я запретила тебе лазить на подоконник. Ты поступил плохо и поэтому наказан!».

Не ограничивайте хорошую инициативу ребёнка.

Каждый день, даже если очень заняты, уделяйте время ребёнку, при этом не отвлекайтесь ни на что: не стирайте, не смотрите телевизор, не вытирайте пыль и т.д. Уделите это время общению, игре, помощи ребёнку.

Подсказывайте, что делать в определённых ситуациях. Например, если Вы заметили, что самооценка ребёнка завышена или занижена, наблюдайте за ним тщательно и больше разговаривайте. К примеру, расспросите, чем он занимался в детском саду. Если ребёнок расскажет, что все дети играли в интересную игру, а он наблюдал со стороны, поинтересуйтесь, почему он не присоединился к ним и напрямую расскажите, как он мог подойти к детям, что сказать и как вступить в игру.

Поведение родителей - пример. Проявляйте адекватную реакцию на собственные неудачи и успехи.


Спрашивайте мнение ребёнка, он должен знать, что его позиция учтена. Если она не принята, объясняйте почему.

Работа над ошибками
Памятка
1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и напиши ещё одно предложение. Делай так: Выпал первый снег. Дети рады.
2. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму, выдели её. Делай так: Илья (имя собственное), волк (не имя собственное).
3. Пропуск, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфограмма. Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.
4. Перенос слова. Выпиши слово, разделив на слоги для переноса. Делай так: оси-на.
5. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму, выдели её. Делай так: дочка, мощный, печник.
6. Знаки препинания в конце предложения (. / ! / ? / …). Пропуск, замена, перестановка слов в предложении. Выпиши предложение правильно. Делай так: Слава нашей Родине! (воскл.)
7. Постановка ударения. Выпиши слово, поставь ударение правильно.
8. Деление на слоги. Выпиши слово, поставь точки под гласными, раздели на слоги.
9. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму, выдели её. Делай так: ежи, роща, туча.
10. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: мальчик, ель, конь.
11. Непроверяемые написания (словарные слова). Напиши слово 3 раза. Обозначь орфограмму.
Делай так: ягода, ягода, ягода; класс, класс, класс.
12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я). Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.  Делай так: волна — волны.
13. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне. Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово. Делай так: мороз — морозы.
14. Проверяемые непроизносимые согласные в корне слова. Выпиши слово, запиши проверочное слово, обозначь орфограмму. Делай так: звёздный — звезда.
15. Разделительный Ь. Выпиши слово, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму, обозначь её.
Делай так: вьюга, листья, соловьи.
16. Разделительный Ъ. Выпиши слово, выдели приставку, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму, обозначь её. Делай так: съезд, объявление, разъяснил.
17. Двойные согласные на стыке морфем. Выпиши слово, выдели морфемы, подчеркни двойную согласную.Делай так: длинный, рассвет.
18. Различение приставок и предлогов. Если слово предлогом, выпиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Делай так: к  берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Если слово с приставкой, выпиши его и выдели приставку, запиши ещё 2 однокоренных слова с другими приставками или без приставки. Делай так: заехал, уехал, ехал.
19. Гласные и согласные в изученных приставках (суффиксах).Выпиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), запиши ещё 2 слова с этой же приставкой (суффиксом).
Делай так: полетели, побежали, пошли; учитель, водитель, строитель.
20. Родовые окончания существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени
Выпиши слово, укажи его род, обозначь орфограмму. Делай так: небо (ср. р.), синяя (ж. р., какая?), синее (ср. р., какое?), красное (ср. р., какое?), играла (ж. р., что делала?), играло (ср. р., что делало?).
21. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши слово, укажи склонение, падеж и число или запиши проверочное слово. Выдели окончание.
Делай так: на опушке (1 с., П. п., ед. ч. — на руке), у опушки (1 с., Р. п., ед. ч. — у руки), о цвете (2 с. — о коне), на сирени (3 с.).
22. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Выдели окончание.  Делай так: к лесу (какому?) дальнему.
23. Частица НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило, подчеркни пробел. Делай так: не пришёл, не выучил, не знал.
24. Ь на конце существительных после шипящих. Выпиши слово, укажи род, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.  Делай так: луч  (м. р.), нож , шалаш ; ночь (ж. р.), тишь, мощь.
25. Гласные О, Е в окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц.Выпиши слово, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму, обозначь её.  Делай так: ключом, полотенцем, ершом.
26. Безударные личные окончания глаголов. Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму, определи спряжение и гласную, которую следует писать в окончании, выдели окончание.
Делай так: читает — читать (1 спр.)
27. Ь на конце глаголов 2‑го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно, подбери ещё 2 примера на эту орфограмму, выдели её. Делай так: пишешь (2‑е л. ед. ч.), решаешь, читаешь.
28. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму, запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: пешеход, самолёт, водовоз.
29. Знаки препинания при однородных членах предложения. Выпиши предложение, обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
30. Знаки препинания в сложном предложении. Выпиши предложение, выдели грамматические основы. Изобрази схемы. Подчеркни запятую. Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
31. ТСЯ и ТЬСЯ (ЧЬ) в глаголах. Выпиши слово, поставь к нему вопрос, определи форму глагола. Подчеркни орфограмму. Делай так: мчаться (что делать? — н. ф.), мчится (что делает? — не н. ф.), сберечь (что сделать? — н. ф.).
32. Разбор слова
а) Фонетический.
б) По составу.
в) Морфологический.
Выпиши слово, выполни разбор правильно.
33. Разбор предложения. Выпиши предложение. Подчеркни его грамматическую основу. Выполни правильный разбор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.