Проведение предметных олимпиад в начальной школе.
Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и
учителей начальных классов.
В начальной школе очень важно на первой ступени
обучения выявить способности учащихся, определить их творческие способности и
склонности к изучению определенных предметов, поддержать их интерес к учению.
Успешное
изучение школьных предметов учащимися невозможно без глубокого интереса к ним.
Поэтому учителя начальных классов в
своей работе на уроках и во внеурочное
время должны стремиться к тому, чтобы сформировать у детей сознательное, в меру
их возрастных особенностей, отношение к учению, повышая их коммуникативную
активность и самостоятельность, способствуя их умственному, речевому и
физическому развитию, необходимому для дальнейшего овладения систематическими знаниями по предметам, для
саморазвития и самовоспитания.
Развитие общеучебных и предметных
умений и навыков, индивидуальных творческих способностей учащихся на уроках и
во внеурочное время – одна из основных задач обучения в начальной школе.
Эти задачи решаются
прежде всего на уроках, чему в большей степени способствует содержание
школьной программы, где значительное внимание уделено вопросам развития
мышления учащихся, умениям применять знания в незнакомых ситуациях для решения
качественно новых задач, самостоятельному поиску решения. А 10-балльная система
оценивания обеспечивает дифференцированный подход к оценке результатов учебной
деятельности учащихся, позволяет каждому ребенку получить четкую перспективу
для своего личного и познавательного развития
с учетом пятого уровня усвоения школьного материала, позволяет расковать мысль школьника, научить его стремиться
к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать
самостоятельные решения за себя и за других, сформировать у него принципиальную установку на
творчество.
И
если из урока в урок учитель старается
помочь школьникам осознать
практическую значимость изучаемых
теоретических вопросов, то учащиеся начинают
понимать, что без знаний невозможно стать образованным человеком. Большую роль
в развитии интереса к тому или иному предмету играет, бесспорно, внеклассная
работа, проводимая в школах в различных формах (кружки, конкурсы, викторины,
утренники, предметные недели и т. д.). Активизации внеклассной работы в
начальной школе способствуют школьные, предметные олимпиады.
Олимпиада
по предметам – это научно-педагогическое мероприятие, призванное привлечь к
участию в ней самые широкие круги школьников, улучшить внеклассную работу по
предметам, усилить интерес учащихся к тому или иному предмету. Олимпиада предполагает
развитие у детей не только интереса к предмету, но и пробуждает желание
самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками
и т.д. Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной
деятельности, которая может повлиять на
развитие личностных особенностей
учащихся. При этом ученик стремиться
к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится
проявлять интеллектуальную сферу своего развития.
Школьная
олимпиада дает хорошую
возможность и учителям начальных классов
лишний раз продемонстрировать детям
значимость изучаемых в школе предметов как части общечеловеческой
культуры. Вместе с тем, олимпиада является неформальным срезом уровня и
качества школьного обучения, поэтому она может служить и элементом
внутришкольного контроля. Итоги олимпиады дают большой материал для работы
школьной психологической службы и методических объединений. Ну и, наконец, олимпиада
является массовым и увлекательным соревнованием. Для выполнения одних заданий
от учащихся требуются глубокие знания по какому-либо предмету, а другие
рассчитаны на общую эрудицию ученика.
Олимпиада в
начальной школе может проводиться один
раз в год в два тура (первый тур (отборочный) – в классе, второй тур – в
параллели). Школьную олимпиаду рекомендуется проводить ежегодно в конце учебного года (апрель-май),
т.к. основной программный материал по предметам уже пройден, идет повторение
ранее изученного. В олимпиаде могут
участвовать все желающие учащиеся 1-4 классов. Предварительный
отборочный тур проводится по классам. Чтобы этот этап стал наиболее массовым и
заинтересовал как можно больше ребят, учителю следует в течение всего учебного
года предлагать ученикам ряд вопросов по предметам (на стендах:«Учись
учиться»,«Готовимся к олимпиаде»), рекомендовать справочную литературу. Это
поможет учащимся подготовиться к классной олимпиаде.
Задания для школьной олимпиады готовит творческая группа
учителей начальных классов и учителей – предметников старшей школы с целью
осуществления преемственности. При разработке материалов олимпиады учитываются
возрастные и психологические особенности детей. Поэтому задания должны быть
разнообразны по форме и характеру вопросов. При этом их тематика и идейная
направленность сходны для вариантов всех параллелей 1-4 классов, хотя и
построены на разном текстовом и лексическом материале. Подготовленные заранее
задания обсуждаются на методическом
объединении учителей начальной школы.
Олимпиада –
своеобразное соревнование, в ней выявляются победители. Поэтому при подготовке
учащихся к олимпиаде следует ориентировать их не только на правильный ответ или
вопрос, но и на творческий поиск более точного, более глубокого ответа.
Цель олимпиады
– повышение уровня знаний и умений учащихся, развитие их творческих
способностей, формирование навыков самостоятельной работы. Поэтому подготовка к
олимпиаде требует от каждого учителя больших усилий по организации внеклассной работы
по предметам, систематического использования на уроках заданий для учащихся по
применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно
новых задач, самостоятельного действия по описанию, объяснению и преобразованию
объектов изучения. Поэтому в задания олимпиады с целью выявления кругозора
учащихся, их начитанности можно включать и такие вопросы, которые не
предусмотрены школьной программой, но
освещены на страницах научно-популярных книг, издаваемых для школьников.
Важно активно пропагандировать эти книги ребятам во время индивидуальных бесед,
на стенде в классе. В соответствии с указанными выше целями школьная олимпиада
состоит из теоретических и практических заданий, Задания теоретических
конкурсов охватывают основные разделы по предмету, ориентированные на школьный
уровень изучения. Некоторые из них близки по характеру к школьным упражнениям,
а отдельные требуют не только простого знания
школьной программы, но и развития умения самостоятельно анализировать и
обобщать изученный материал, эрудиции, наблюдательности, творческого подхода, смекалки. В программу школьной
олимпиады включен и интеллектуальный тур. Он вызывает у школьников большой
интерес. Трудность выполнения заданий тура в том, что этот вид работы требует
раскрытия интеллектуального потенциала каждого ученика, эрудиции, начитанности.
Успешное проведение школьной олимпиады возможно лишь
при систематической внеклассной работе по предметам на протяжении всего учебного года, использовании учителем
новых технологий обучения для интеллектуального развития детей на уроках и во
внеурочное время, возможности планирования конкретной работы с конкретными
учащимися по определенной теме программы.
Проведение олимпиады возможно по всем предметам,
начиная с 1 класса. Главное, необходимо помнить, что это праздник для детей и
их родителей. Поэтому к каждому празднику необходима серьезная подготовка.
Прежде всего пишется сценарий проведения олимпиады, куда
включается открытие, само проведение и
закрытие олимпиады. Заранее объявляется конкурс на лучшую эмблему олимпиады,
клятву (в конкурсе могут участвовать и родители детей).
Для проведения олимпиады
необходимо составить график ее проведения, указав дату, место и время проведения, ответственного. Время,
отведенное на выполнение заданий, должно быть для всех одинаковым (1 класс -
35минут, 2-4 классы - 45 минут). По итогам
каждого тура заполняются
протоколы, куда вносятся результаты каждого участника олимпиады по предмету.
Ученики, набравшие наибольшее количество баллов по предмету по итогам второго тура, награждаются олимпийскими
медалями или дипломами. Результаты проведения олимпиады подводятся на
торжественной линейке, а затем на заседании методического объединения учителей
начальной школы.
Что дают полученные
результаты олимпиады?
1. Возможность
планировать конкретную работу с конкретными учениками по определенной теме
программы.
2. Возможность учителю
познакомиться с новыми технологиями и использовать их для интеллектуального
развития детей на уроках и во внеурочное время.
3. Возможность детям узнать нетрадиционные
задания и вопросы, направленные на привитие интереса к изучаемым предметам и
общее развитие личности.
4. Возможность родителям увидеть
перспективы индивидуального развития своего ребенка.
Как
составлять задания по предметам?
Материал для олимпиады
разделен на три- четыре типа заданий:
1.Задания занимательной
формы (ребусы, расшифруй записи, задания игровой лингвистики, загадки, шарады и
т.д.).
2.Задания геометрического
характера по математике; задания, основанные на научных теоретических
проблемах, предполагающих демонстрацию учеником глубины знаний по предмету.
3.Задания, направленные
на развитие критического и творческого мышления, логического рассуждения;
задания из области речевой культуры и первичных литературных знаний; задания,
направленные на эрудицию и знания, полученные из собственных наблюдений и дополнительной литературы.
4.Творческие задания,
направленные на воспитание бережного отношения к окружающей среде и здоровью
человека; задания, направленные на выявление интеллектуального потенциала
каждого ребенка, его творческих способностей.
Все задания
формируются четко, с использованием
известных школьных терминов. Они предусматривают возможность применения
стандартных знаний в нестандартных ситуациях. При выполнении таких заданий
ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т.е.
уметь классифицировать, обобщать, сопоставлять по аналогии, прогнозировать
результат, «включая» интуицию и воображение.
Интеллектуальный
тур
Материал олимпиады
подбирается на основе занимательности, под которой подразумевается способность
возбудить у учащихся интерес и вызвать стремление к получению новых знаний.
Данный вид работы привлекает учеников своей новизной и необычностью.
Материал для олимпиады
разделен на 4 типа заданий:
1.Задания занимательной
формы (интеллектуальные игры: «Угадай…», «Торги или начинаем с десяти слов» и
т.д.).
2.Задания, направленные
на развитие творческого мышления: («Продолжи стихотворение…» и т.д.).
3.Задания из области
речевой культуры и первичных знаний по искусству. (Задания рассчитаны на общую
эрудицию ученика).
4.Творческие задания,
направленные на выявление интеллектуального потенциала каждого ребенка.
(Обыгрывание ситуаций, игровые конкурсы и т.д.).
МАТЕМАТИКА
Олимпиада по математике
способствует пробуждению интереса у учащихся к предмету, учит их оригинально
мыслить, пробуждает желание самостоятельно принимать верные решения в
сложных ситуациях, дает возможность
каждому ученику раскрыть свои потенциальные возможности и способности.
Материал для олимпиады
разделен на три типа заданий:
1.Задания занимательной
формы (расшифруй записи, математические
ребусы и т.д.).
2.Задания геометрического
характера.
3.Задания, направленные
на развитие критического и творческого мышления, логического рассуждения.
Задания по сложности
выстраиваются так, что решение первых задач основывается на знаниях
программного материала, затем уровень трудности постепенно увеличивается.
Задания формулируются
четко, с использованием известных школьных терминов. Они предусматривают
возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При
выполнении таких заданий ученик проявляет способность к логическому и абстрактному мышлению, т.е. умение
классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включая» интуицию и
воображение.
РУССКИЙ
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
(БЕЛОРУССКИЙ
ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Олимпиада по этим
предметам пробуждает интерес и любовь у детей к родному языку, повышает их
коммуникативную активность и самостоятельность, способствует умственному и
речевому развитию, повышает познавательную активность учащихся.
Материал для олимпиады
разделен на три типа заданий:
1.Задания игровой
лингвистики ( шарады, ребусы и т.д.).
Материал подбирается с
учетом теоретических знаний по предмету,
предполагает использование учеником практических умений, полученных в ходе
обучения.
2.Задания, основанные на
научных теоретических проблемах русского (белорусского) языка, предполагают
демонстрацию учеником глубины знаний предмета.
3.Задания из области
речевой культуры и первичных литературных знаний.
Материал подбирается с
учетом знания детских произведений и их авторов, выявления различных
лексических значений слов, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Предложенные типы заданий направлены на
развитие навыка слогового и словобуквенного анализа, формирование
грамматического строя речи. Обогащение словарного запаса, а также способствуют
расширению кругозора, совершенствуют умственные способности учащихся.
ЧЕЛОВЕК и
МИР (МРБ)
Материал олимпиады
занимает особое место в системе предметных олимпиад. На уроках школьники,
главным образом, получают общие представления о некоторых закономерностях
развития природы и общества, расширяют свой кругозор, осуществляется процесс
формирования основ здорового образа жизни.
Необходимость проведения
олимпиады по предмету диктуется не только желанием детей узнать нечто новое, но
способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала,
развитию речи учащихся, повышает уровень языкового развития младших школьников.
Задания олимпиады
строятся на основе занимательности, под которой подразумевается качество,
способное возбудить у учащихся интерес и вызвать стремление к получению новых
знаний. Такой вид работы привлекает ребят новизной и необычностью.
Материал олимпиады разбит
на четыре типа заданий:
1.
Задания, основанные на знании программного материала.
2.
Задания, требующие логического размышления (ребусы,
загадки, шарады и т.д.).
3.
Творческие задания, направленные на воспитание
бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.
4.
Творческие задания, направленные на воспитание
бережного отношения к окружающей среде
По музыке, изобразительному искусству,
иностранному языку, физической культуре материал подбирается с учетом
возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Полученные результаты
олимпиады помогут учителям начальных классов получить максимально полное
представление о знаниях учащихся, составить банк данных на каждого ученика
своего класса, спланировать дальнейшую работу по повышению уровня обученности, пробуждая интерес у детей к
обучению в школе.
ПРОТОКОЛ от
« »____________20__г.
Об итогах
проведения школьной олимпиады
по математике
во вторых классах
Количество учащихся_________________
№
п.п
|
Ф.И.О. учащегося
|
1 зад.
|
2 зад.
|
3 зад.
|
4 зад.
|
5 зад.
|
6 зад.
|
7 зад.
|
8 зад.
|
9 зад.
|
10 зад.
|
Место
|
Председатель комиссии:__________________________
Члены комиссии:___________________________
Протокол
итогов проведения школьной олимпиады
по предмету «Человек и мир» в ____ классах
от ___ _____________ 20__г
№
п.п.
|
Фамилия, имя учащихся
|
Количество баллов
|
Место
|
1.
|
|||
2.
|
|||
3.
|
|||
4.
|
|||
5.
|
|||
6.
|
|||
7.
|
|||
8.
|
|||
9.
|
|||
10.
|
|||
11.
|
|||
12.
|
|||
13.
|
|||
14.
|
|||
15.
|
|||
16.
|
|||
17.
|
|||
18.
|
|||
19.
|
|||
20.
|
|||
21.
|
|||
22.
|
|||
23.
|
|||
24.
|
Члены жюри
______________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Клятва
олимпийцев
Быть верным
многолетним
Традициям
олимпиад:
Почувствовать,
поддержать и
Пронести
через все испытания
Высокий дух
Олимпийца.
КЛЯНЕМСЯ!
Быть честным
и принципиальным,
Показать
свои знания и умения
КЛЯНЕМСЯ!
Быть
достойным славы
Олимпиоников:
не сдаваться,
Не вешать
носа, сопереживать,
Прийти на
помощь, суметь
Принять и победу,
и поражение
КЛЯНЕМСЯ!
Поддержать
олимпийский огонь
Теплом своих
сердец,
Гореть, но
не погаснуть,
Унести домой
огоньки задора,
Выдумки,
творчества
И поделиться
с товарищами
КЛЯНЕМСЯ!
КЛЯНЕМСЯ!
КЛЯНЕМСЯ!
Литература:
1.Е.В.
Королева .Предметные олимпиады в начальной школе. М.,2005г.
2.В.П.
Короневич. Проведение школьных олимпиад в начальной школе. М., 2002г.
3.А.П.Попова.
Подготовка учителя к работе с одаренными детьми. М., 1997г.
4.Н.И.
Авдеева. Междисциплинарное обучение в начальной школе. Самара, 1996г.
5. Журнал «Начальная школа: плюс – минус» - М., №3,
2003г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.